С глубокой древности на Руси были известны бани. Причем не только на Руси. Русская баня была хорошо известна далеко за пределами нашего государства. И мнение о бане, ее традициях и истории у иностранцев было неоднозначным.
Так, например, летописцы, жившие в VI веке - Маврикий и Прокопий - отзывались о славянской гигиене весьма и весьма нелестно: «О своей наружности славяне пекутся мало, являются на многочисленные людские собрания в пыли и грязи, в одежде имея неопрятность. Нечистоту эту греки осуждают, однако хвалят славян за мужественную красоту, немалый рост и стройность». Эти летописцы свято верили, что славянский человек моется за свою жизнь лишь трижды: после рождения, и то не по своей воле, в день свадьбы и после своей смерти. И в то же время восхищаются красотой и мужественностью. Как-то нелогично выходит. Есть еще одно опровержение нелестным словам Прокопия и Маврикия – история такова, что в дохристианский период славянские народы преимущественно селились возле водоемов: рек, озер. Близость воды была удобной для ведения домашнего хозяйства, для рыбной ловли. И не купаться в открытой воде в таких условиях – как минимум абсурдно. Можно сделать лишь одно предположение: в своих летописях Прокопий и Маврикий, скорее всего, путали славян с кочевым и степными народами.
А вот мнение другого иностранца, который жил уже во времена Петра I – камер-юнкера Берхольца. Он пишет: «Здесь русская баня есть при каждом доме. И большинство русских ходят париться один-два раза за неделю. Русские женщины, и прислуживающие в банях женщины чухонские, свое дело знают превосходно. Они обладают секретом, как придать воде, которую они льют на раскаленные камни печи, ту температуру, которую желаете вы. Они умеют мастерски за вами ухаживать. На полки в бане кладется солома, накрывается чистой простыней. И когда вы немного полежите, расслабив тело, они появляются и парят березовыми вениками на этом ложе столько, сколько вы сами захотите. Это приятно необыкновенно, поры открываются, усиливая испарину. Затем женщины отделяют пальцами нечистоту тела, натирают мылом, окатывают приятной водой и обтирают полотенцем. После всех этих банных процедур ощущаешь себя заново рожденным».
Какие противоположные мнения! А вот что говорит о банях наш летописец Нестор. По его мнению история бани на Руси начинается I в. н.э. Апостол Андрей, проповедуя слово евангельское в Киеве, отправился в Новгород, где и мог наблюдать парившихся в бане. По словам Нестора «…люди превращались в бане в раков сваренных. В деревянных банях накаливалась печь, потом внутрь входили нагие люди и обливались водой холодной. Затем били себя розгами (имеется ввиду веник) до такой степени, что еле живыми выходили. Но, облившись водой холодной, оживали. И происходило это ежедневно. Их не мучил никто, сами себе мучения доставляли. И не омовение совершили, но мучение».