Остатки различных банных сооружений находят археологи в разных уголках земного шара. Однако история не может точно определить, когда именно человек сделал осознанный шаг к признанию банной процедуры, как крайне необходимой в его жизни. Одно лишь понятно со стопроцентной уверенностью, что это был тот момент, когда на него нахлынула радость тепла и прилива сил, духовной и физической чистоты после посещения русской бани.
Из древних описаний Геродота мы узнаем о том, что еще скифы, которые в древние времена жили в Украине, пользовались баней. История свидетельствует, что они ставили три жерди, которые были наклонены друг к другу верхними концами. Эта конструкция обтягивалась войлоком. Дальше в чан, который устанавливался посредине построенной хижины, бросали камни, раскаленные докрасна. Брали конопляное семя, лезли в войлочную баню, где семя бросали на раскаленные камни. В войлочной хижине поднимался очень сильный жар, не сравнимый, по утверждению Геродота, с жаром в эллинской бане.
История свидетельствует, что русская баня упоминается в документах Х-ХІІ веков, когда ее называли мовью, мовней, мовницей, мыльней, влазней или просто баней. Побежденные племена в Древней Руси даже вынуждены были платить березовыми вениками дань победителю.
Упоминается русская баня и в таком памятнике истории, как «Повесть временных лет». Нестор поведал, как апостол Андрей во время путешествия по странам, в Великом Новгороде увидел первые деревянные русские бани.
В Х веке монахами Киево-Печерского монастыря была устроена русская баня для лечебных целей, вычитав о ее пользе в старых книгах. А вот устав великого князя Владимира бани именовал, как заведения для немогущих. Вот так из таких заведений баня постепенно становилась незаменимой в жизни русского человека, со временем без нее уже не обходилось ни одно торжественное мероприятие.